Отличный проект ! Поддерживаю!
Старый дом Бориса Пильняка. Арка в Саратове.
Фреска в арке «сталинки», построенной на месте дома Савиновых, описанного в рассказе Пильняка «Старый дом» (фото А.В. и В.В. Леонтьевых).
развернуть всё описаниеЭтот дом с огромными подвалами XVIII века был запечатлён неоднократно: в письмах писателя Бориса Пильняка и его гениальном рассказе «Старый дом», на полотнах А.Н. Савинова (дяди писателя), в кадрах кинофильма «Необыкновенное лето» по роману К.А. Федина. Первыми на Троицком взвозе стояли над Волгой два дома – над дровяными складами, над «забойкой». Справа, на красной стороне, жили Савиновы, слева, напротив – Рыковы. Из левого вышел председатель Совнаркома Алексей Иванович Рыков. Из правого художник Александр Иванович Савинов и писатель Борис Пильняк – дядя и племянник. В честь Рыкова, первого главы нового государства советов, плохую водку прозвали «рыковкой». Пильняк стал Председателем союза писателей, его дядя академиком живописи. Главу государства и писателя расстреляли, художник умер от истощения в блокадном Ленинграде. Образ старого дома, созданный Борисом Пильняком, один из пронзительнейших символов безвозвратно ушедшего времени: «…С террасы в Волгу можно было бросить камнем и выкинуть тоску. И от улицы отгораживали террасу каменные лабазы, в которых раньше хранились соляные — для всего города — запасы, а потом, когда появился керосин, хранился керосин, вначале называвшийся фотогеном, потом фотонафтелем и только в самом конце керосином. <…> К двадцать третьему году обвалился лабаз, и было похоже, что дом прыгал в Волгу и разбил себе рожу — охренный дом — до крови красных кирпичей, да так и замер в своем скачке на дыбах, сдвинувшись, вжавшись в землю для прыжка. Но дом был каменен, громоздок, глух, приданое Катерины Ивановны. <…> Терраса стояла на столбах, высотой сажени в две. Под террасой росли тополи, белые акации и сирень, и на десяток саженей - до забойки, до Волги - шли лесные склады… И за забойкой была Волга, просторная и вольная каждую весну и в песчаных мелях каждую осень. С террасы в Волгу можно было бросить камнем и выкинуть тоску». Утраченный более полувека назад, дом до сих пор настоятельно напоминает о себе. Необходимость проявить его – хотя бы в образе граффити/фрески – на том самом месте, где он находился, продиктована любовью к родному городу и желанием сохранения памяти о замечательных творческих людях с непростыми судьбами.

«…С террасы в Волгу можно было бросить камнем и выкинуть тоску. И от улицы отгораживали террасу каменные лабазы, в которых раньше хранились соляные — для всего города — запасы, а потом, когда появился керосин, хранился керосин, вначале называвшийся фотогеном, потом фотонафтелем и только в самом конце керосином .
« Старый дом » Борис Пильняк Борис Пильняк. Расплёснутое время. Рассказы, повести, романы. Москва, 1990. С. 15.
Фонд содействия развитию городов Город в развитии
команда в составе Андрея Ботова, Анастасии Тарасовой, Ольги Рудневой, Татьяны Зайцевой, Дмитрия Назимова, Алексея и Анны Кашаниных работает в настоящее время над осуществлением проекта Саратовская крепость: рассредоточенный музей истории города
Комментарии жюри после I тура
Посмотреть оценки за другие проекты